Как вернуть на родину отечественного туристаИдея вернуть российского туриста в «лоно семьи» - на курорты Краснодарского края существует уже несколько лет. Сегодня не только участники туристского рынка, но и госструктуры приходят к пониманию значимости туротрасли для экономики страны. Как стало ясно в ходе обсуждений в рамках ежегодной выставки «Курорты и туризм 2012», проходящей сейчас в Сочи, проблемы отечественного туризма названы, доведены до сведения Премьера и членов Парламента, участникам процесса остается ждать, надеяться и искать пути к взаимопониманию.
По оценке Всемирной туристской организации, из 139 стран Россия занимает 4-е место по природным и 13-е - по культурно-историческим факторам привлекательности для любителей путешествий. Однако используется нами этот потенциал лишь на 20-25%. С 2007 года, когда впервые в стране были законодательно зафиксированы аспекты по обеспечению безопасности путешествующих граждан, ответственности туроператоров, введены правила обеспечения туристического продукта, отрасль начала обретать черты и регулироваться. Проблемы, препятствующие развитию ее уже названы: в стране нет достаточного числа качественных гостиниц и качественного сервиса;
цены на перелет внутри страны –высоки и соотносимы с перелетами за границу: Турцию, Египет.
Между российскими городами нет прямых сообщений, нет профессиональных кадров.
По словам руководителя Федерального агентства по туризму Александра Радькова, «культура потребления туристических услуг у нас растет быстрее, чем развивается отрасль».
По официальным данным Федерального агентства по туризму, в 2011 году 11 миллионов россиян отдохнули за границей, 34 миллиона предпочли отдых на родине, в основном на курортах Краснодарского края. Эти цифры озвучил во время торжественного открытия туристской выставки начальник Управления анализа и организации гостиничной и туристской деятельности Федерального агентства по туризму Андрей Тютюнник.
В то же время данные опроса, проведенного некоммерческим фондом «Общественное мнение», дают несколько иную картину: 39 проц российских туристов никогда не отдыхали в России. 22проц опрошенных не выезжали на отдых в пределах своей страны более десяти лет. Из числа туристов, предпочитающих не покидать территорию России на время отпуска, только 26 проц отдыхают на краснодарских курортах в Сочи, Анапе, Геленджике и Туапсе, остальные предпочитают столицы и дома отдыха в регионе своего проживания. По мнению ведущих туроператоров и руководителей здравниц Сочи, меры, принимаемые государством в этом направлении: ужесточение требований к средствам размещения, к качеству обслуживания, реклама курортов Черноморья в России и ближнем зарубежье, сегодня уже недостаточны.
Необходимо прямое участие государства по опыту быстро и эффективно развивающихся в отрасли туризма, стран. По словам одного из участников курортной выставки Александра Силантьева, генерального директора одного из крупнейших санаториев Сочи «Актер», для более эффективной работы здравниц необходимы доступные перевозки и хотя бы временное ослабление налогового бремени. «Как показала история развития курортной отрасли в Турции, эффективны такие формы содействия со стороны государства, как предоставление земли, предоставление льгот при строительстве и подключении коммуникаций, освобождение от налогов на стадии становления предприятий курортной отрасли. У российских здравниц сегодня нет таких возможностей. Необходимо государственное регулирование ценовой политики средств передвижения, сегодня в стране практически нет массовых перевозок туристов, не организуются чартеры», - сказал А. Силантьев.
В ходе обсуждения программы по организации чартеров в Сочи, прошедшему в рамках выставки, ведущие туроператоры и представители авиакомпаний признали, что у авиакомпаний сегодня нет экономической заинтересованности в организации чартеров. Все компании, предоставлявшие такие услуги 2 года назад: «Авианова», «СкайЛинк», «Скайэкспресс» - разорены.
«Рентабельная стоимость перелета Москва-Сочи-Москва сегодня 6 – 6,5 тыс рублей, - говорит Сергей Мамин, представитель «Вим-Авиа». Цена на горючее за год выросла на 32 проц и составляет сегодня 40-43 проц от стоимости авиаперелета, но, тем не менее, мы предоставляем услуги перелета эконом-класса. В межсезонье стоимость перелета Москва-Сочи по билету, купленному заранее, составляет 1900 рублей.
Мы готовы идти на уступки и рассматривать все предложения, Сочи для нас – приоритетное направление, и этот рынок нам интересен, необходимо сформированное туроператорами конкретное предложение, и мы будем его рассматривать», - сказал С. Мамин.Участники круглого стола отметили, что реальной действенной мерой для развития массовых перевозок туристов на юг России, может стать отмена 18-процентного налога на добавленную стоимость на авиаперевозки внутри страны. В настоящее время НДС отменен на все зарубежные рейсы , что практически уравнивает по цене перелеты внутри страны и за рубеж. Глава администрации Сочи Анатолий Пахомов совместно с губернатором края Александром Ткачевым официально обращались к премьеру страны Владимиру Путину с просьбой решить вопрос снижения тарифов на авиа-перевозки из регионов России на курорты Краснодарского края. Также эта проблема доведена до сведения Минспорттуризма, Ростуризма и всех властных структур, отвечающих за туротрасль страны. Пока решения по этому вопросу не принято.
И все же сегодня нельзя сказать, что проблемы отрасли не решаются.Только один Сочи за 2011 год привлек свыше 90 млрд рублей инвестиций в основной капитал, с темпами роста к уровню прошлого года - свыше 126%. Строятся новые курорты, реконструируются санатории. Средствам размещения, участвующим в олимпийской программе по размещению гостей, снижена ставка по налогообложению, - об этом сообщил вчера вице-мэр Сочи Олег Ясюк. Во время круглого стола по созданию программы чартерных перевозок, прошедшего вчера в рамках выставки, зам мэра заявил о готовности муниципалитета Сочи, а также сочинского аэропорта к принятию всех возможных усилий для содействия всем участникам туристского рынка в организации чартеров.
Очень четкую позицию края в этом вопросе высказал руководитель департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя. По его данным,
цена авиабилетов сегодня составляет до 70 проц от стоимости пакета услуг, входящего в турпутевку. «Администрация края готова предпринимать все усилия, чтобы изменить эту ситуацию, вплоть до того, чтобы в межсезонье дотировать пустые кресла на чартерные рейсы. Есть постановление Правительства о предоставлении скидок на авиабилеты в Сочи студентам и пенсионерам из дальних регионов. Мы готовы дотировать такие скидки для всех пассажиров из дальних регионов. Но нам необходимо видеть эффект – рост плановых поступлений в бюджет края», - сказал В. Куделя.
По мнению самих туроператоров, организация чартеров – очень выгодное, но и очень рискованное для всех участников процесса, мероприятие. На сегодняшний день туроператоры Сочи заинтересованы в этом, но небольшим предприятиям чартеры - не под силу. Они могли бы решиться на это, объединившись в пул и заручившись поддержкой муниципалитета и края, которые выступят гарантом надежности авиакомпании и возьмут на себя убытки в случае финансового повала мероприятия. В ходе круглого стола было принято решение до 1 февраля сформировать заказ для компании «ВимАвиа» и организовать более предметную встречу в узком кругу.
Исламистские веяния в Египте, отравления россиян в Турции, стихийные бедствия в Японии и Таиланде – неполный список причин для выбора в пользу отдыха на родине. Неожиданно недорогая путевка, включающая перелет чартерным рейсом, может стать решающим фактором в принятии решения. Дело осталось за малым – договориться.
http://www.itar-tasskuban.ru/news/artic ... us&i=20572