Первые упоминания о древних руссах на Таманском полуострове мы находим у безымянного сирийского автора VI века. Некоторые современные ученые все больше склоняются к мысли о южном происхождении руссов.
Согласно данным вышеуказанных источников, на территории Таманского полуострова, на его Азовском побережье находился остров и город Россия или Руссия, первое упоминание о котором относится к 30-м годам IX века. Ал-Идриси пишет «От города Матарха до города Русийа 27 миль (54 км). Между жителями Матархи и жителями Русийа идет постояная война. [Город] ар-Русийа [стоит] на большой реке, текущей к нему с горы Кукайа». В настоящее время этот город локализуется в районе станицы Голубицкой (Десятчиков, 1996, с.6-9, Николаева, Десятчиков, 1998, с. 82; Богословский, 1996, с.10-29, 1998, с. 11, Захаров, 1988, с.216, 1998, с.29, 1999, с.154 Чхаидзе, 2004, с.234-243). Раскопки на его территории проводились, правда, в ограниченном объеме. Авторы работ Ю.М. Десятчиков и О.В.Богословский отмечают, что со времен античности на этом месте существовала крепость, её верхние слои являются детинцем (военно-административным центром) древнерусского города, а окружающее крепость поселение - его посадом.
Во время исследований 1986 г. были исследованы железоплавильные печи и каменная форма для отливки деталей поясного набора дружинника и штамп-змеевик с изображением «мальтийского» креста прибалтийского происхождения (Десятчиков, 1996, с.8, Захаров В.А., 1999, с.154, 2002, с.148) Исследования этого города дают возможность по новому осветить и время самого раннего появления древних руссов на мировой арене. Это появление связывают зачастую с набегами руссов, известными из житий греческих епископов Стефана Сурожского и Георгия Амастрийского (Иеромонах Никон, 1990, с.50, Богословский, 1998, с. 24-25, Чхаидзе, 236). Первый набег конца VIII века на Сурож (Судак) закончился, по преданию, смертельной болезнью русского князя Бравлина, исцеление которого пришло лишь после крещения самого князя и его бояр архиепископом Филаретом, а также обещания отпустить пленных христиан. Упомянутый в житии Новгород, откуда пришел Бравлин, является "просто "новым городом" Руси". Археологические исследования на Таманском полуострове подтверждают мнение исследователей, которые связывают этот новый город с данным регионом. Второй набег руссов на Амастриду - город в Малой Азии - закончился тем, что руссы, опять же согласно церковным преданиям, якобы онемели и остолбенели во время попытки ограбить гробницу св. Георгия.
С этими же руссами связывается и поход Аскольда и Дира на Царьград. Согласно летописям и византийским источникам поход закончился тем, что "испытавши...гнев Божий, по молитвам управляющего в то время церковью Фотия, россы возвратились в отечество, и спустя немного времени, послали послов в Константинополь просить крещения. Их желание было выполнено: к ним был послан епископ" (Иеромонах Никон, 1990, с.50, Богословский, 1998, с. 24-25,). Иеромонах Никон (Лысенко), вслед за Ю.М. Десятчиковым, считает,что первое "Фотиево" крещение произошло именно в Руссии на Тамани. Более того, он считает, что Крещальную миссию осуществили святые равноапостольские Кирилл и Мефодий. (Десятчиков, 1996, с.6-9, Николаева, Десятчиков, 1998, с. 82; Богословский, 1996, с.10-29, 1998, с. 11, Захаров, 1999, Чхаидзе, 2004, с.234-243). В уставе императора Льва Философа (876-911) "О чине митрополичьих церквей, подлежащих патриарху Константинопольскому", помимо архиепископий Боспора, Таматархи (Тамани) и Алании, на 60-м месте значится архиепископия России (Руссии). Источник: Сударев Н.И. «Город Русия». Истоки русской государственности и христианства.
Мое предложение: увековечить память о древнейшем городе руссов созданием музея и памятника в данном месте. Отсюда наши предки разошлись по Европе и создали государство Русь. Это святое место для всех русских, неравнодушных к своей истории. Необходимо создать народный фонд "Русия"для сбора пожертвований и организационных решений.
|