Учёными ВНИИОЗ проведена расчётная оценка стоимости дельты Кубани по животным и она составляет 40 млрд. 32 млн. рублей или 1км2 угодья в среднем имеет стоимость 105 млн. рублей. Доля стоимости гидробионтов определена в 96%.
Оценку состояния водных биоресурсов отслеживают институты рыбного хозяйства.
Азово-Черноморский бассейн и Азовское море в частности, в недалеком прошлом обеспечивало на единицу площади наибольший улов рыбы среди морей Мирового океана. В период 1930 – 1970 годы уловы основных промысловых рыб в бассейне составляли 160 – 210 тысяч тонн в год, а сейчас чуть превышает 10 тысяч тонн.
Керченский пролив и прилегающие акватории Черного и Азовского морей, а также Таманские заливы и Кизилташские лиманы представляют собой единый высокопродуктивный природный комплекс с высокой динамикой биологических процессов.
По данным ЮгНИРО (г. Керчь) и ВНИРО (г. Москва) в указанном районе пролегают миграционные пути всех ценных видов рыб, при этом в общей массе зоопланктона наблюдается:
Летом –- 12 % икры в стадии развития;- 34 % личинки рыбы.
Зимой – - 38 % икры в стадии развития;- 41 % молоди рыбы.
Указанные данные позволяют считать этот район зоной экологического риска.
Громадный, не просчитанный при аварийных ситуациях, вред водной фауне приносит перевалка грузов на якорной стоянке № 450, 451, южнее порта «Кавказ». В результате их деятельности в море постоянно попадают в больших количествах химические вещества. Можно с большой долей достоверности предположить, что разносимые по Керченскому проливу они нарушают миграцию всех видов рыбы, а с придонным течением они попадают в Темрюкский залив, вызывая непредсказуемые и не изученные последствия на водные биоценозы залива.
Аналогичная ситуация с предприятиями порта «Темрюк», где также имеют место факты загрязнения морской акватории и многократного занижения компенсационных расчетов и нежелание участвовать в решении экологических проблем. Так предприятие ООО «ЮгБункерСервисКавказ» получило заключение от ООО «Контроль-Эко» на бункеровку судов нефтепродуктами по временной схеме с расчетом компенсации за причинённый ущерб в сумме чуть более 10 тыс. рублей, что явно занижено, как минимум, в 1000 раз. Такой же расчет компенсационных затрат выполнен ООО «Лаборатория химанализа» для ООО «КавказМорСервис», которые к тому же, оставляют на утилизацию, непонятно где, 650 тонн отходов с содержанием нефтепродуктов. Только по работе этих предприятий больше вопросов, чем ответов.
Другое предприятие ООО «Порт Мечел-Темрюк» ведёт перевалку угля открытым способом. Сотни тонн угольной пыли оседают на дно и создают мёртвую зону, так как даже всесильные микробы не перерабатывают угольную пыль и уголь не вступает в химическую реакцию и не разлагается в водной среде. А ведь прилегающая к морскому каналу акватория моря, по вековым законам природы, служит миграционными путями прохождения рыбы к нерестилищам.
Биологические ресурсы, прежде всего, должны иметь экономическую и социальную оценку. С этих позиций должны строиться и реализовываться планы по управлению ими при размещении техногенных объектов, а представленный Мечел-Темрюк документ по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) составлен как промежуточный, отражающий гибель в граммах зообентоса без каких-либо экономических расчётов потерь конечного звена - рыбы. Ими не проводились и не проводятся фоновые комплексные экологические исследования биоресурсов и среды их обитания. В представленных документах использованы разрозненные данные десятилетней давности, которые подтверждают факт отсутствия научно-исследовательских работ в современных условиях, которые, в свою очередь, являются обязательной составной частью Технического задания на разработку раздела ОВОС и носят как прикладной, так и фундаментальный характер.
Предлагаемые расчёты ОВОС построены без учёта нанесённого ущерба в процессе эксплуатации угольного терминала за предшествующие годы. Такое отношение к экологической безопасности при реализации проекта вызывает отрицательное общественное мнение.
К сожалению ни кто не проводит комплексного мониторинга состояния водной среды в портах и заливе в части определения суммарной концентрации загрязняющих веществ и их влияние на живые организмы. Каждое предприятие в портах представляет свой обособленный раздел по оценке воздействия на окружающую среду многократно заниженный и не учитывающий возможных последствий синергизма – это когда токсический эффект смеси загрязняющих веществ выше, чем любого из составляющих её компонентов. Сформировался устойчивый процесс деградации и разрушения биоценозов водной акватории, омывающей Таманский полуостров.
Последние годы резко сократился подход рыбы к нашим берегам и это объяснимо, так как, нарушены нерестилища и условия нереста, а в воде присутствуют загрязняющие вещества в концентрациях превышающих ПДК в несколько раз. Наукой установлено, что в рыбах обитающих в наших водоёмах, за один год увеличилось содержание тяжёлых металлов в мышечной ткани, в гонадах, печени и других, жизненно важных органах: медь - в 3,2 раза; цинк – в 1,5 раза; кадмий – в 1,3 раза. Довольно опасным является воздействие на гидробионтов солей тяжелых металлов, особенно на ранних стадиях развития, в условиях хронического загрязнения водоемов.
В 1989 году ученые подсчитали ущерб, нанесенный рыбным запасам бассейна хозяйственной деятельностью за 50 лет, который составил 10 млрд. рублей, а за последние 20 лет ущерб водным биоресурсам оценивается в 775 млрд. рублей.
Наряду с природными аномальными явлениями не подвластными обществу, в 9 случаях из 10 основной причиной техногенных катастроф является человеческий фактор. Жители Таманского полуострова и юго-восточного Приазовья помнят аварию в Керченском проливе и её отрицательное воздействие на водные биоресурсы Азовского моря ещё не установлены в полной мере. А экологическая катастрофа в Мексиканском заливе потрясла мировое сообщество своими масштабами и за всем этим стоит Человек.
. Такой проект не имеет социальной привлекательности, так как не учитывает природные и экологические особенности нашего района, противоречит Государственной стратегии «устойчивого развития» и стратегии развития Темрюкского района и десятков тысяч жителей района участвующих в курортном бизнесе.
Считаю, что администрация МО "Темрюкский район", с учётом мнения общественных организаций, должна запретить дальнейшее наращивание объёмов перевалки угля и других экологически опасных грузов через порты Темрюкского района.
Это только один из многочисленных примеров, подрывающих экологическую безопасность уникальной таманской земли и вызывающий у жителей смешанное чувство - удивления, негодования и тревоги, а организаторам проведённых общественных слушаний по работе ООО «Порт Мечел-Темрюк» не нужно превращать общественное, социально значимое мероприятие в производственное совещание под председательством руководителя заинтересованного предприятия.
При размещении и развитии производственных объектов с повышенной антропогенной нагрузкой на природную среду полуострова и акваторию водоёмов рыбохозяйственного и рекреационного значения инициаторы проекта должны учитывать в своих предложениях и проектах:
- обязательное сохранение естественного природного фона на основе внедрения передовых, высоко технологичных и безопасных методов ведения хозяйственной деятельности;
- мнение общественности по видам деятельности размещаемых объектов, применяемым технологиям и технической оснащённости, отвечающим социально-экономическому укладу жизни местного населения и Государственной стратегии «устойчивого развития».
Предлагаемый ООО"Порт Мечел-Темрюк" проект расширения угольного терминала в порту Темрюк не соответствует требованиям экологической безопасности курортной зоны и противоречит социально-экономическому укладу жизни местного населения.
Отсутствует экспертное заключение о воздействии данного проекта на объекты курортно-бальнеологического комплекса района, а представленный раздел ОВОС по водным биоресурсам не отражает фактической нагрузки на водные биоценозы и даже не имеет экономической оценки. Такой проект не имеет социальной привлекательности, так как не учитывает природные и экологические особенности нашего района, противоречит Государственной стратегии «устойчивого развития» и стратегии развития Темрюкского района и десятков тысяч жителей района участвующих в курортном бизнесе.
Считаю, что администрация МО "Темрюкский район", с учётом мнения общественных организаций, должна запретить дальнейшее наращивание объёмов перевалки угля и других экологически опасных грузов через порты Темрюкского района. Это только один из многочисленных примеров, подрывающих экологическую безопасность уникальной таманской земли и вызывающий у жителей смешанное чувство - удивления, негодования и тревоги.
При размещении и развитии производственных объектов с повышенной антропогенной нагрузкой на природную среду полуострова и акваторию водоёмов рыбохозяйственного и рекреационного значения инициаторы проекта должны учитывать в своих предложениях и проектах:
- обязательное сохранение естественного природного фона на основе внедрения передовых, высоко технологичных и безопасных методов ведения хозяйственной деятельности;
- мнение общественности по видам деятельности размещаемых объектов, применяемым технологиям и технической оснащённости, отвечающим социально-экономическому укладу жизни местного населения и Государственной стратегии «устойчивого развития».
http://tamannews.ru/?news=3424